понедельник, 20 октября 2014 г.

Проблема общественного прогресса

Эссе по высказыванию П. Сорокина : «Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».

В этом высказывании философ П. Сорокин  поднимает проблему общественного прогресса на примере критериев принципа счастья.  Должна ли формула прогресса включать в себя в качестве необходимого элемента принцип счастья или же должна совершенно игнорировать его? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно вместе с прогрессом человечества или же идёт по наклонной прямой?
 Если оглянуться на историю, то некоторые факты в отношении принципа счастья прогресса являются противоречивыми. Хочу привести два исторических примера, на основании которых можно сделать некоторые выводы.
С одной стороны, положительные стороны прогресса, которые изменили ход истории в лучшую сторону. Сэр Алекса́ндр Фле́минг — британский бактериолог. Впервые выделил пенициллин —  первый антибиотик. В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых выжных людей XX века за его открытие в области медицины.
С другой стороны, разрушающая сила прогресса, которая может привести к непоправимым последствиям.  Примером могут послужить атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны (официально объявленная цель — ускорить капитуляцию Японии).
К слову, П. Сорокин не считает, что критерий прогресса может быть сведен непосредственно к счастью. "Если все дело в счастье и довольстве, - писал он, - то не все ли равно было бы, если вместо страдающих мудрецов на земле жили бы самодовольные и счастливые свиньи? Не должны ли мы предпочесть именно счастливых свиней страдающим мудрецам, последовательно проводя эту точку зрения?".
Другим примером, ясно говорящим о противоречивости положительных черт прогресса служит число увеличения самоубийств. Обращаясь к цифровым данным, мы видим, что число самоубийств увеличивается с ростом цивилизации. По некоторым расчетам оказывается, что их число в Европе, за исключением Норвегии, с 1821 по 1880 год утроилось, причем характерно то, что они тем распространеннее, чем общества цивилизованнее. В деревнях самоубийства — чрезвычайно редкое явление,в городах, напротив, гораздо более частое, и притом, чем больше город, тем они чаще происходят. Конечно, самоубийства были известны и в древности; но там они вызывались либо чисто религиозными, либо чисто экономическими причинами — желанием освободить членов группы или семьи от лишнего рта. Теперь же про эту категорию мы читаем в газетах ежедневно; мало того, смерть начинает прямо идеализироваться, появляются "клубы" самоубийц, организующиеся на почве самоубийства и пропагандирования отказа от жизни".
Все эти явления последнего рода — явления специфически свойственные цивилизованному обществу, культуре большого города, наиболее прогрессивному звену человеческой истории.
Рассматривая всесторонне подобные взгляды, П. Сорокин заключал: «Таким образом, оба течения — и игнорирующее счастье, и считающее себя единственным критерием прогресса — сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, очевидно, необходимо их синтезировать».
Таким образом, я пришла к выводу, что понятие прогресс, является противоречивым и нельзя однозначно сказать. что он включает в себя принцип счастья.


1 комментарий:

  1. Елизавета, Ваша фактическая аргументация великолепна! Отличные, небанальные примеры, глубокая работа с каждым из них. Умница!

    Однако, теоретическая аргументация подкачала. А всё потому, что Вы подошли к цитате буквально, не пытаясь "перевести" её на язык обществоведческого курса. Хотя мне очень понравился тот факт, что Вы попытались найти контекст высказывания автора.

    Что из критериев прогресса может рассматриваться как счастье? Возрастание степени свободы, которое общество может дать человеку? Рост уровня жизни? Развитие производительных сил? Развитие нравственности? Что-то другое? Определившись со смыслом, можно было выстраивать работу в соответствии с ним.

    ОтветитьУдалить