воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Производитель и потребитель в экономике




Потребительэто тот, кто приобретает и ис­пользует товары, заказывает работы и услуги для лич­ных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
В качестве потребителей в экономике могут высту­пать следующие субъекты:
1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;
2) фирмы (производители) — производственное потребление;
3) государство — общественное потребление.

 Итак, потребителем является любой человек, живущий в обществе, с младенчества до самой смерти. 

Потреблениеэто процесс удовлетворения по­требностей (запросов, нужд, желаний и вкусов).
В мире рыночных отношений потребители, привык­шие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбо­ра. Выбор потребителя заключается в получении макси­мальной полезности от потребления товаров и услуг.
 Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum — соглашение, до­стигнутое путём взаимных уступок) потребления альтер­нативных товаров при ограниченности денежных ресур­сов. Главным фактором потребительского выбора явля­ется полезность товара.
 Факторы, влияющие на потребительский выбор
Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор:
  1. Ограниченность ресурсов.
  2. Мода и изменения социального спроса.
  3. Полезность товаров и услуг.
  4. Период потребления (товары кратко­временного пользования и длительного потребления).
  Защита прав потребителей
«Потребители — это все мы» — такую характеристику этому понятию дал 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1961 года. Позднее эта речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя.

В современном мире стало актуальным массовое по­требительское образование. Потребителю следует изу­чать факторы, определяющие потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье человека, воз­действие потребления на окружающую среду и планиро­вание потребительского бюджета.
 

Нормативно-правовые стороны поведения потребите­лей на рынке в Российской Федерации регулируются За­коном РФ «О защите прав потребителей».


Закон РФ «О защите прав потребителей»:
1. Регулирует отношения, возникающие между потребите­лями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
2. Устанавливает права потребителей:
  • на приобретение товаров надлежащего качества и без­опасных для жизни и здоровья;
  • на получение информации о товарах и их изготовителях;
  • на государственную и общественную защиту их интере­сов (на возмещение ущерба).
3) Определяет механизм реализации прав потребителей.







Стоит отметить, что "напарником" потребителя в сфере экономики является производитель. Эти два субъекта непосредственно связаны между собой: поодиночке они бы и не появились на свет. Зачем потребителю нужен производитель?
Легко догадаться, что у ПОТРЕБителя есть определенные ПОТРЕБности. И их немало. Все потребности человека собрал воедино Абрахам Маслоуи (американский социолог) и составил из них пирамиду человеческих потребностей.
 
Производитель
Производство — процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общест­венных потребностей.
Производство имеет решающее значение для эконо­мики — если не созданы товары и услуги, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять. Определяющим условием производства выступает процесс труда.

 
Труд — это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей.
В процессе производства человек преобразует приро­ду, подчиняет её себе. При этом происходит взаимо­действие с предметом труда (на что направлены усилия человека, например, природное вещество: руда, уголь и т. д., сырьё) и средствами труда (с помощью чего осу­ществляется труд: естественные условия труда, напри­мер, водопады, приводящие в движение водяные мельни­цы; орудия труда, например, инструменты, машины, оборудование и т. д.).
Предметы и средства труда образу­ют средства производства. Средства производства и ра­бочая сила (люди, приводящие в действие средства про­изводства благодаря трудовым навыкам, знаниям и про­изводственному опыту) образуют производительные силы общества.
В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения — совокупность соци­ально-экономических отношений, возникающих в про­цессе производства, обмена, распределения и потреб­ления материальных благ. Одна их часть — организа­ционно-экономические — это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией про­изводства. Другая часть производственных отношений — социально-экономические — это отношения собственнос­ти на ресурсы и факторы производства. Эта часть произ­водственных отношений составляет основу экономиче­ский системы.


 



Общественное производство подразделяется на мате­риальное и нематериальное.
1. Материальное производство  изготовление вещественных благ в отраслях промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства и т. д.
2. Нематериальное производство  создание духовных и нравственных ценностей.
Производство может быть экстенсивным и интен­сивным.
1. Экстенсивное — за счёт количественного прироста ресурсов.
2. Интенсивное — за счёт освоения новой техники.

Производитель — это тот, кто создаёт товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.
В условиях рыночной экономики производитель об­ладает свободой, которая выражается в праве самосто­ятельно определять, что и в каком количестве изготов­лять из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.
Очевидно, что такая свобода производителя ограниче­на, поскольку её реальные рамки определяются спросом потребителей: именно от их предпочтений зависит набор товаров, которые целесообразно производить. Однако та­кая ограниченность свободы производителей всё же отно­сительна, а не абсолютна, поскольку производитель мо­жет создавать спрос на свою продукцию, выпуская на ры­нок новые или заметно улучшенные по качеству товары (например, именно производители были инициаторами формирования спроса на видеомагнитофоны, проигрыва­тели компакт-дисков, персональные компьютеры и т. д.).
Насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и ор­ганизацией производственной деятельности — показывает производительность труда.

Производительность труда — это количество то­варов, которое может быть изготовлено работниками за определённый период времени (час, месяц, год).

Факторы, влияющие на производительность труда в стране:
1) рост числен­ности населения;
2) увеличение доли (%) ра­бочей силы в численности насе­ления;
3) длительность рабочего времени — количество часов, проработанных за год каждым работником;
4) технологи­ческие нововведе­ния на производ­стве.


Экономика потребителя

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. 
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом. 
Цель потребителя — это извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) бюджет — это баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора. 
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т.е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
- заработная плата; 
- социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии); 
- доход от предпринимательской и иной деятельности; доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Основные источники реального дохода потребителя:
- количеством товаров и услуг/которые можно приобрести на сумму номинального дохода. 
Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: первая используется для покупки товаров и оплаты услуг, вторая образует сбережения. Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений. 
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (например, на покупку книг, картин, машины и др.).
Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
Источники информации:
  •  http://www.nado5.ru/e-book/proizvoditeli-potrebiteli-ekonomika
  •  http://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/proizvoditel-i-potrebitel

3 комментария:

  1. Я порекомендую всем, кто ищет кредит для бизнеса, г-ну Бенджамину, который помог мне с кредитом в четыре миллиона долларов, чтобы начать свой бизнес, и это было быстро. Когда я получил от них кредит, было удивительно, насколько легко им было работать. Процесс был быстрым и ненадежно. Это был определенно положительный опыт. Избегайте мошенников и свяжитесь с г-ном Бенджамином. lfdsloans@outlook.com. WhatsApp ... + 19893943740. Если вы ищете бизнес-кредит.

    ОтветитьУдалить