Потребитель — это
тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги
для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие субъекты:
1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;
2) фирмы (производители) — производственное потребление;
3) государство — общественное потребление.
Потребление — это процесс удовлетворения потребностей (запросов, нужд, желаний и вкусов).
В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению,
которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя
заключается в получении максимальной полезности от потребления товаров и
услуг.
Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum
— соглашение, достигнутое путём взаимных уступок) потребления
альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным
фактором потребительского выбора является полезность товара.
Факторы, влияющие на потребительский выбор
Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор:
- Ограниченность ресурсов.
- Мода и изменения социального спроса.
- Полезность товаров и услуг.
- Период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления).
Защита прав потребителей
«Потребители — это все мы» — такую характеристику этому понятию дал 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1961 года. Позднее эта речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя.
В современном мире стало актуальным массовое потребительское образование.
Потребителю следует изучать факторы, определяющие потребительский
выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние
различных товаров на здоровье человека, воздействие потребления на
окружающую среду и планирование потребительского бюджета.
Нормативно-правовые
стороны поведения потребителей на рынке в Российской Федерации
регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О защите прав потребителей»:
1. Регулирует отношения,
возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями,
продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
2. Устанавливает права потребителей:
- на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;
- на получение информации о товарах и их изготовителях;
- на государственную и общественную защиту их интересов (на возмещение ущерба).
3) Определяет механизм реализации прав потребителей.
Стоит отметить, что "напарником" потребителя в сфере экономики является
производитель. Эти два субъекта непосредственно связаны между собой:
поодиночке они бы и не появились на свет. Зачем потребителю нужен
производитель?
Легко догадаться, что у ПОТРЕБителя есть определенные ПОТРЕБности. И их
немало. Все потребности человека собрал воедино Абрахам Маслоуи
(американский социолог) и составил из них пирамиду человеческих
потребностей.
Производитель
Производство — процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Производство имеет
решающее значение для экономики — если не созданы товары и услуги, то
нечего будет распределять, обменивать и потреблять. Определяющим
условием производства выступает процесс труда.
Труд — это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей.
В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда (на что направлены усилия человека, например, природное вещество: руда, уголь и т. д., сырьё) и средствами труда (с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда, например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы; орудия труда, например, инструменты, машины, оборудование и т. д.).
Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества.
Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества.
В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения —
совокупность социально-экономических отношений, возникающих в
процессе производства, обмена, распределения и потребления
материальных благ. Одна их часть — организационно-экономические — это
отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией
производства. Другая часть производственных отношений — социально-экономические —
это отношения собственности на ресурсы и факторы производства. Эта
часть производственных отношений составляет основу экономический
системы.
Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.
1. Материальное производство — изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.
2. Нематериальное производство — создание духовных и нравственных ценностей.
Производство может быть экстенсивным и интенсивным.
1. Экстенсивное — за счёт количественного прироста ресурсов.
2. Интенсивное — за счёт освоения новой техники.
Производитель — это тот, кто создаёт товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.
В условиях рыночной
экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве
самостоятельно определять, что и в каком количестве изготовлять из
имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать
изготовленные товары.
Очевидно, что такая
свобода производителя ограничена, поскольку её реальные рамки
определяются спросом потребителей: именно от их предпочтений зависит
набор товаров, которые целесообразно производить. Однако такая
ограниченность свободы производителей всё же относительна, а не
абсолютна, поскольку производитель может создавать спрос на свою
продукцию, выпуская на рынок новые или заметно улучшенные по качеству
товары (например, именно производители были инициаторами формирования
спроса на видеомагнитофоны, проигрыватели компакт-дисков, персональные
компьютеры и т. д.).
Насколько результативно
соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией
и организацией производственной деятельности — показывает
производительность труда.
Производительность труда — это количество товаров, которое может быть изготовлено работниками за определённый период времени (час, месяц, год).
Факторы, влияющие на производительность труда в стране:
1) рост численности населения;
2) увеличение доли (%) рабочей силы в численности населения;
3) длительность рабочего времени — количество часов, проработанных за год каждым работником;
4) технологические нововведения на производстве.
Экономика потребителя
Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется
для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель,
выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство,
стимулируя его развитие.
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары,
заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с
извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая
каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем
выступает фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя — это извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный
(потребительский) бюджет — это баланс денежных доходов и расходов семьи;
цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение,
предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. В странах
с командной экономикой действия потребителя, как правило,
регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения
предопределяет суверенитет потребителя, т.е. право владельца любых видов
ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением
этими ресурсами и их использованием.
Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за
определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и
услуг на цели личного потребления. При составлении бюджета семьи
используется показатель номинального (денежного) дохода.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
- заработная плата;
- социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);
- доход от предпринимательской и иной деятельности; доход от
собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный
капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Основные источники реального дохода потребителя:
- количеством товаров и услуг/которые можно приобрести на сумму номинального дохода.
Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он
зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный
налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от
деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части:
первая используется для покупки товаров и оплаты услуг, вторая образует
сбережения. Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако
зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем
большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом
дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие
зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше
доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а
также больше удельный вес сбережений.
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ
(обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами
питания, жилищем и т. п.).
Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы
или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.
Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные расходы можно рассматривать как минимально
необходимые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату
коммунальных услуг и т.п. Если личные доходы потребителя не превышают
обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить
произвольные расходы (например, на покупку книг, картин, машины и др.).
Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на
обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель
(1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой
потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов
семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары.
Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого
потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно
увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния
разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан
разных стран.
Источники информации:
- http://www.nado5.ru/e-book/proizvoditeli-potrebiteli-ekonomika
- http://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/proizvoditel-i-potrebitel
закон о правах потребителя
ОтветитьУдалитьhttps://www.e-xecutive.ru/users/311945-evgenii-stepantsov
ОтветитьУдалитьЯ порекомендую всем, кто ищет кредит для бизнеса, г-ну Бенджамину, который помог мне с кредитом в четыре миллиона долларов, чтобы начать свой бизнес, и это было быстро. Когда я получил от них кредит, было удивительно, насколько легко им было работать. Процесс был быстрым и ненадежно. Это был определенно положительный опыт. Избегайте мошенников и свяжитесь с г-ном Бенджамином. lfdsloans@outlook.com. WhatsApp ... + 19893943740. Если вы ищете бизнес-кредит.
ОтветитьУдалить