Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность
человека имеет определенное сходство с активностью животного, но
отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Структура деятельности:
- Субъект (тот, кто выполняет деятельность)
- Объект (то, на что направлена деятельность)
- Мотив (побудитель к деятельности)
- Цель (осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность)
- Средства (то, с помощью чего выполняется деятельность: приемы, способы действий, деньги, орудия. приспособления, используемые для достижения цели)
- Методы (пути достижения цели)
- Действия (составляющие компоненты деятельности)
- Результат (соответствия мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности)
Виды деятельности:
1) По способам деятельности:
- практическая деятельность: направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
материально- производственная -преобразование объектов природы;
социально-преобразовательная - преобразование общества. - духовная деятельность: связана с изменением сознания людей
познавательная - отражение действительности в художественной и научной формах;
ценностно-ориентировочная - определение отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения;
прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений действительности.
2) По творческой роли деятельности:
- репродуктивная деятельность: направленная на получение известного результата труда
- продуктивная деятельность: производство новых идей, способов достижения цели
3) По характеру человеческой активности:
- созидательная деятельность: производство орудий труда, духовных ценностей
- разрушительная деятельность: негативное воздействие на природу и общество
4) По способу формирования человека как личности:
- игра - вид деятельности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек, как субъект деятельности. В игровой ситуации имитируется действительность. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.
- учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Мотивом учения выступают чувство долга, ответственности и духовные ценности
- труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего духовные и материальные потребности людей. Характерно изготовление и многократное использование орудий труда, общественный характер, направленность на создание конкретного продукта на преобразование внешнего мира
- общение - специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Понятие общение и коммуникации не равны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий